Санкт-Петербург,
Расстанный проезд, дом 1
+7 812 766-27-00
+7 812 766-05-97
+7 921 093-25-16
liteinydvor@yandex.ru
Главная / История завода /

История завода

Из истории завода художественного литья «Монументскульптура».

Прогуливаясь по улицам Петербурга, каждый раз мы поддаемся обаянию города, раскинувшегося на берегах Невы, чей облик начал формироваться еще в далеком XVIII веке. По указу Петра в развивающийся город стали приглашать иностранных мастеров, чтобы те способствовали созданию города европейского уровня. Со временем в связи с разрастающимися масштабами строительства специалистов стало не хватать, поэтому император решает основать собственную школу, чтобы воспитывать российских умельцев, в числе которых были бы архитекторы, живописцы, а также скульпторы. Петр мечтал открыть просветительское учебное заведение, в котором бы обучали наукам, художествам и ремеслам. Пройдет еще достаточное количество лет, прежде чем официально будет основана Академия художеств в 1764 году, уже в годы правления императрицы Екатерины II.

Продолжая во всем политику Петра I, в том числе градостроительную, Екатерина возводит многочисленные постройки, но уже в стиле классицизма, который приходит в середине 60-х годов XVIII века на смену торжественному, помпезному стилю барокко.

Примером раннего классицизма служит само здание Академии художеств. Наряду с элементами зарождающегося классицизма в нем все же еще присутствуют черты, связанные с отходящим в прошлое барокко. А вот одно из близлежащих зданий, занимающих место на территории, также выкупленной для нужд академии, — постройка, в которой отражены принципы уже зрелого классицизма. Авторство его принадлежит А.Д. Захарову. Именно с этого дома, точнее, с литейной мастерской, находящейся в нем, и берет свое начало история завода художественного литья «Монументскульптура».

Как уже было отмечено ранее, строился Петербург. Также шло активное возведение многочисленных усадеб и резиденций в его пригородах. Не уступала по масштабам застройки и Москва. Соответственно, со второй половины XVIII века начинается расцвет и русской скульптуры в связи с её неотъемлемой связью с архитектурными формами. Скульптурные группы появляются как отдельно стоящие на фасадах, вплетаясь в общую стилистику оформления зданий, в рельефах, раскрывающих какой-либо сюжет или аллегорию, так и обособленно в садово—парковых ансамблях английского и французского стилей.

Художественным центром России по производству памятников стала литейная мастерская, входившая в состав академии художеств. В ней под присмотром опытных мастеров своего дела проходили обучение ее воспитанники, будущие профессиональные ремесленники и выдающиеся скульпторы. Здесь же совершенствовали существовавшую технологию художественного литья. Качество исполненных произведений не вызывало сомнений, поток государственных заказов в течение долгого времени не иссякал. Отливали памятники не только для Петербурга и его окрестностей, но и для других городов по всей России. Мастерская со временем приобрела такую широкую известность, что сюда стали приходить люди только для того, чтобы своими глазами увидеть чудо создания монументов.

А посмотреть действительно было на что. Ведь именно в этом доме увидели свет бронзовые фрагменты Казанского собора, небезызвестные памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, установленные перед ним, памятник Минину и Пожарскому в Москве...

Едва ли кто-то не знает конную статую Николая I на Исаакиевской площади, бронзовых «Укротителей коней» П. К. Клодта на Аничковом мосту! Но не все знают, что и эти монументы были выполнены на Литейном дворе академии художеств.

Шло время. Произведения все так же отличались первоклассным уровнем исполнения. Но понемногу количество заказов стало сокращаться. Связано это было только с тем, что стали появляться многочисленные конкуренты в лице частных заводов.

Возрождение литейной мастерской уже в качестве завода «Монументскульптура» состоялось в 1922 году с отливки в бронзе бюста Н. А. Некрасова. По плану монументальной пропаганды, выдвинутой В. И. Лениным, в городах СССР надлежало установить монументальные аллегорические композиции, памятники крупным общественным деятелям, деятелям в области русской и зарубежной культуры — ученым, философам, поэтам и писателям, музыкантам, актерам. Для осуществления «плана» были привлечены известнейшие советские скульпторы, по моделям которых отливали памятники на заводе художественного литья «Монументскульптура». Предприятие гордится сотрудничеством с ведущими мастерами: В. В. Лишевым, М. Г. Манизером, Е. В. Вучетичем, и многими другими.

Разместили его на участке рядом с Волковым кладбищем, на месте церкви Спаса Нерукотворного. Позже в связи с расширением производства и появлением новых технологий передают и новые корпуса в его ведомство. Монументов было много, высокие темпы выполнения государственных заказов требовали слаженной четкой работы от коллектива. Формовщики, литейщики, чеканщики предприятия, — все они работали бок о бок с авторами замыслов, в тесном содружестве с ними, придерживаясь принципов академической школы литейной мастерской, располагавшейся некогда на углу Большого проспекта и 4-ой линии Васильевского острова. Опыт мастеров в сочетании с уникальной технологией, аналогов которой в мире и по сей день нет, а также унаследованные традиции классической скульптурной школы, пронесенной через года, обеспечили заводу «Монументскульптура» лидирующее положение и в постреволюционный период.

С началом Великой Отечественной войны большая часть коллектива ушла на фронт, встав на защиту Родины. Но, несмотря на это, завод не был закрыт. Оставшиеся рабочие выпускали все необходимое для нужд фронта — детали миноискателей, радиоаппаратуру, отливали корпуса гранат и мин. Жили прямо на предприятии, стараясь оградить его от пожаров.

Еще не кончилась война, когда весной 1944 года рабочие завода приступили к восстановлению памятников искусства. Сперва необходимо было отремонтировать само здание завода, наладить работу оборудования.

Своими руками вернули «Монументскульптуру» к жизни. С новой силой посыпались заказы. Кончилась война. Скульпторы создавали невероятное количество памятников защитникам Родины. Завод принял участие в создании мемориалов не только по городам союзных республик СССР, но и в городах других стран.

Фигура советского Воина — освободителя в Трептов—парке в Берлине по сей день трогает сердца, каждый раз напоминая о подвиге тех, кто отдал жизнь во имя Победы. С технической точки зрения выполнен монумент превосходно. На его реализацию было отведено всего семь недель, в то время как лучшие зарубежные фирмы отлили бы памятник таких размеров не менее чем за полгода. Бросив все силы на выполнение работы, мастера художественного литья трудились по 12 — 14 часов в сутки. Успели в срок. И сделана скульптура была на таком высочайшем уровне, что, по словам автора проекта, скульптора Е. В. Вучетича, один из высокопрофессиональных литейщиков назвал ее еще одним русским чудом.

После войны рабочие завода «Монументскульптура» не только отливали новые памятники, но и активно участвовали в восстановлении довоенного облика города и воссоздании скульптур, утраченных в ходе военных действий. Так, особая гордость коллектива — исполненная вновь главная скульптура Большого каскада «Самсон, раздирающий пасть льва». Трудились над ней днем и ночью, но поставленная задача была выполнена. 31 августа 1947 года «Самсон» снова ожил.

Как в последующие годы, так и по сей день, на заводе продолжают изготавливать произведения искусства в бронзе, граните и мраморе. Совместно с ведущими скульпторами — М.К. Аникушиным, Г. Д. Ястребенецким, А. С. Чаркиным, В. Э. Горевым появляются на свет все новые и новые произведения искусства, обогащающие облик страны и зарубежья.

Правоприемником завода «Монументскульптура» с 2001 года является творческая мастерская «Литейный Двор» — филиал Российской академии художеств в городе Санкт-Петербурге. Учитывая, что завод художественного литья является единственным уникальным предприятием в России, коллективом завода было принято решение о возвращении его к историческим корням, а именно в Российскую Академию художеств. Таким образом завод «Монументскульптура» со всеми зданиями, оборудованием перешёл в РАХ, при этом получил старое историческое название «Литейный двор», где 300 первоклассных мастеров: увеличителей, форматоров, формовщиков, литейщиков, чеканщиков, специалистов художественной обработки гранита и мрамора смогли продолжить свою профессиональную деятельность и передавать свой опыт и знания студентам учебных заведений Российской Академии художеств. На куполе здания Академии художеств восседает Минерва, богиня мудрости, знаний, в окружении трех путей, символизирующих собой живопись, скульптуру и архитектуру. К 300 — летию города скульптуру отлили на «Литейном Дворе» по сохранившимся чертежам и моделям Александра фон Бока. Начинал работу над воссозданием композиции скульптор М. К. Аникушин, но завершали задуманное уже его ученики под руководством В. Э. Горевого и покровительством президента Российской академии художеств З. К. Церетели.

Тогда же, в круглом замкнутом дворе академии появился памятник первому основателю академии художеств И. И. Шувалову, отлитый также на заводе по проекту З. К. Церетели.

Так, исключительным сооружением, в силу своей формы и высоты (около 142 м) является Монумент Победы, обелиск в Парке Победы на Поклонной Горе в Москве, авторство которого принадлежит З. К. Церетели. Для Москвы был отлит и памятник Петру I высотой 95 метров. В память о трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке был установлен мемориал «Слеза плача».

Скульпторы, сотрудничающие со специалистами предприятия «Литейный Двор», высоко ценят и уважают их труд. Один из мастеров так отозвался о коллективе: «Все они тут специалисты высокого класса — любой формовщик, чеканщик, крановщица. Обычно нелегко найти мастеров, которые тонко понимали бы художественный замысел скульптора и умели его воплотить, а тем более в таком материале, как бронза. А на этом предприятии — давние хорошие традиции: скульпторы и мастера работают рука об руку, в настоящем творческом содружестве. Вещи здесь делают идентичными замыслу».

Работы, исполненные на заводе, можно увидеть в Старом и Новом Свете. Все они исполнены на высоком профессиональном уровне. По-другому на «Литейном Дворе» не работают. В современном мире, в условиях стремительно развивающихся технологий, «Литейный Двор» остается единственным в своем роде предприятием, в котором сохраняются традиции классической скульптурной школы, что подчеркивает его уникальность и актуальность.

Отличительной особенностью предприятия художественного литья «Литейный Двор» является то, что специалисты здесь наряду с произведениями мелкой пластики отливают произведения грандиозных масштабов, аналогов которым в мире нет.